интеграция традиционных и инновационных методов обучения иностранному языку при формировании навыков самоуправляемого обучения у студентов вузов

Нечаева Н.С.

Ставропольский Государственный университет

Сегодня педагоги многих стран мира, а также специалисты, так или иначе занятые в сфере образования, сталкиваются с рядом проблем, чаще всего характеризуемых как кризис современной образовательной системы. Последний состоит в том, что темпы прироста информации в современном мире, находящемся на пути к построению информационного общества, во много раз превосходят темпы приобретения студентами ВУЗов навыков работы с этой информацией. в целях преодоления кризиса в образовании, а также в связи с необходимостью построения  открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать собственную траекторию обучения, большое внимание уделяется вопросам эргономизации образовательного процесса. Основные надежды при этом связываются с использованием новых информационных технологий в обучении, а также с формированием и развитием у будущих специалистов навыков самоуправляемого обучения.  Как известно, под самоуправляемым обучением понимается такая форма обучения, при которой учащиеся самостоятельно планируют собственную учебно-познавательную деятельность, осуществляют ее, а также проводят оценку результатов собственного учебно-познавательного труда.

Применительно к сфере обучения иностранным языкам следует отметить, что имеющий место в настоящее время плюрализм методов преподавания ИЯ в разных типах учебных заведений в России дает возможность применять все виды ТСО, в том числе и компьютерные электронные курсы, стимулирующие активность учащихся при изучении ИЯ.

Интерес к проблемам использования ЭВМ  в практике преподавания ИЯ как в нашей стране, так и за рубежом возник достаточно давно, еще  в 70-80-х годах ХХ века. Однако тогда возможности ЭВМ использовались в основном лишь для осуществления текущего и итогового контроля уровня владения учащимися ИЯ, а разработка методического обеспечения для осуществления данной операции требовала огромного количества материальных и умственных затрат со стороны методистов, преподавателей и программистов. По мере совершенствования аппаратно-программных возможностей ЭВМ, применение последних в процессе обучения ИЯ стало носить все более систематический характер. Это связано, в первую очередь, с тем, что в середине ХХ века произошла «аудиовизуальная революция» в зарубежной, а затем  и в отечественной методике ИЯ.

Сегодня в самом общем виде можно выделить три основных пути использования возможностей современных ЭВМ в обучении ИЯ.

 Во-первых, это использование уже готовых программных продуктов по изучению ИЯ, поставляемых, преимущественно,  на компакт-дисках. Следует отметить, что далеко не все диски, поступающие на отечественный рынок, отличаются хорошим качеством записанных на них программных продуктов и еще меньшее количество готово к непосредственному использованию при изучении иностранного языка (в особенности, самоуправляемого) без проработки его преподавателем и/или методистом.

Среди множества компакт-дисков, предназначенных для обучения иностранному языку можно выделить такие как English Gold (Platinum), Français Dor, EnglishTalk to Me”, “Лингафонный курс (Английский язык)»,  и т.д.

Во-вторых, в практике преподавания ИЯ используются программные продукты, создаваемые непосредственно преподавателями в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования. Инструментальные и педагогические возможности последних (например, среды визуального проектирования Macromedia Authorware) в наибольшей степени отвечают задачам создания программного продукта, предназначенного для обучения ИЯ. Однако создаваемый с их помощью программный продукт не всегда будет отличаться высоким качеством графики или звука, а также содержащийся в них учебный материал далеко не всегда будет отвечать критерию аутентичности.

И, наконец, в-третьих, для обучения или самостоятельного изучения ИЯ с помощью средств новых информационных технологий в настоящее время начинают использоваться ресурсы Интернет. Одним из основных преимуществ данного вида применения НИТ в обучении иностранному языку является то, что Интернет создает для учащегося естественную языковую среду, тем самым, позволяя использовать уже приобретенные языковые умения и навыки и приобретать новых в ходе «живого» (но все же опосредованного компьютером) контакта с носителями языка.

При этом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, достаточно эффективно решать целый ряд дидактических задач, в частности,  формировать навыки и умения чтения, включая в учебный процесс материалы сети разной степени сложности, подготовленные и проработанные преподавателем; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети, а также совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам по сетевому проекту, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.