К ВОПРОСУ О РАБОТЕ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Дулина И.

Ставропольский государственный университет.

Среди вопросов методики преподавания русского языка,  требующих дальнейшей теоретической и практической  разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах.

Современная программа начальной школы основной целью обучения  русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса  в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Русское предложение как основная синтаксическая единица располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что  усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии осуществляется на синтаксической основе.

Многоаспектность предложения требует работы над ним в начальных классах в различных направлениях. Но в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.

В работе над предложением в начальных классах условно выделяют пять направлений ( Г.А. Фомичева, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.):

1. Формирование грамматического понятия "предложение".

2.      Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

3.      Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

4.      Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Методисты (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская) рекомендуют в период обучения грамоте формировать понятие о предложении по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы; произнесение с нужными интонациями;  членение на слова; постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов; составление схемы-моделирования; моделирование состава предложений и его границ; составление предложений по их моделям.

Работа по формированию синтаксического понятия "предложение" проводится с обучением определенным синтаксическим умениям, для этого необходимо использовать методическую систему упражнений. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения.

Следует подчеркнуть, что преподавание синтаксиса в школе для более полного осознанного усвоения грамматического (синтаксического) понятия "предложение" не может ограничиться этой, хотя и совершенно необходимой работой. В конечном счете ученик должен уметь не только разобрать данную конструкцию, не только посмотреть предложение по заданному образцу или схеме, но и правильно, наиболее целесообразно выбрать нужную конструкцию из соотносительного ряда возможных в соответствии с ситуацией и задачей высказывания.

Итак, научное обоснование содержания школьного курса синтаксиса в начальных классах, в частности содержание работы над предложением на современном этапе, открывает перспективы дальнейшего развития методики синтаксиса в разных её аспектах, усовершенствования программы и учебников по синтаксису русского языка для начальных классов.

Важную роль в этом процессе играет учитель, от объема его научных знаний зависит уровень преподавания синтаксиса русского языка в начальной школе, наличие (отсутствие) у учеников интереса к родному языку. Знание достоинств и недостатков школьного курса русского синтаксиса поможет учителю подобрать такой дидактический материал, который не противоречил бы, во-первых, избранной научной теории, во-вторых, языковому чутью учащихся, позволил бы учителю со знанием дела относиться к различным методическим рекомендациям.