Участник
 
Вы не авторизированы!
Вы не сможете публиковать доклады или оставлять комментарии. Чтобы получить регистрационный ключ, нажмите здесь.

Если Вы регистрировались с именем и паролем, то введите их ниже:

Логин:

Пароль:



Метаобразование в университете (29.10.2003)

Зима Н.А.


Текст доклада
Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на все общественные изменения и процессы. Рост международной открытости национальных культур, основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации своеобразно преломляются в системе образования. В частности, постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию, мирохозяйственные связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных университетах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой.
С точки зрения глобально-цивилизационного подхода проблемы образования можно рассматривать в двух аспектах: глобальном и цивилизационном. Рассмотрим более подробно некоторые направления развития образования, прежде всего высшего, в последние десятилетия ХХ – начале ХХI веков, в частности, интернационализацию, информатизацию и коммерциализацию образования.
Сегодня можно с уверенностью говорить об усилении тенденций интернационализации образования, об увеличении удельного веса его международной составляющей, в частности, под влиянием глобализации экономики, развития современных глобальных информационных сетей. Во все времена университет являлся институтом интернациональным, обеспечивающим международное сотрудничество вузов, приобретающее сегодня новые формы. Интернационализация высшего образования сегодня подразумевает, помимо студенческой и преподавательской мобильности, реформу программ и учебных планов, сотрудничество в научно исследовательской сфере через сети и ассоциации, открытое и дистанционное обучение без границ, региональное и зарубежное сотрудничество институтов и другие виды деятельности. Мировые ресурсы, программы, институты и организации мобилизуются вокруг идеи интернационализации.
Преимущества интернационализации в высшем образовании очевидны: это объединение ресурсов, в особенности, когда они так труднодоступны, как сейчас; избежание дублирования и ненужного копирования тем исследования; лучшая идентификация проектов и растущая уверенность в их целесообразности в условиях коллективного надзора. «Интернационализация высшего образования, отвечающая растущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации, потребительских рынков и т.д. является, безусловно, благоприятной тенденцией. Однако мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой негативной тенденции как «утечка умов». Утрата квалифицированных человеческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызвана не исключительно академической мобильностью, но и активизацией международной миграции, и тем, что развитые страны целенаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия» (1).
Тем не менее, тенденция интернационализации высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества, динамично набирает силу. Это проявляется не только в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, но и в появлении наднациональных организаций, программ и фондов. В сфере высшего образования наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике. Идет универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернет.
Следовательно, параллельно с интернационализацией образования протекает и процесс его информатизации. Интернет сегодня становится универсальной информационной и телекоммуникационной инфраструктурой формирования глобального академического сообщества, интеграции и универсализации образования, выравнивания национальных образовательных стандартов. Благодаря ему ученые и преподаватели получили возможность интенсивно общаться между собой посредством электронной почты, конференций и чатов, обмениваться идеями и информацией, критиковать и дополнять друг друга. Эти контакты в мировой сети и создание интернациональных виртуальных творческих сообществ становятся одним из наиболее действенных факторов интенсивного развития образования.
Интернет создает принципиально новую информационную среду для образования. Подключение к Интернет снимает пространственные, временные и национальные преграды обмену информацией и сотрудничеству; дает возможность любому ученому и преподавателю, исследовательскому центру или университету приобщиться к современным исследовательским и образовательным технологиям и источникам информации; позволяет приблизить уровень исследований и образования к международным стандартам, обеспечит совместимость образовательных программ, что важно для международного признания дипломов и их конкурентоспособности на мировом рынке образования. Интернет способен решать многие проблемы комплектования учебных и научных библиотек, внедрения инновационных средств обучения, адекватных развивающей модели образования, совершенствования учебного процесса в регионах, где особенно остро ощущается нехватка информации. Сегодня ясно, что процесс всеобщей информатизации и освоения Интернет не только невозможно остановить, но с ним нужно жить и работать.
Наряду с выше указанными тенденциями в образовании всю большую мощь приобретает такое явление как коммерциализация образования – трудное, но неизбежное дело, возникающее под влиянием следующих процессов: исключительно быстрого роста сферы высшего образования, а также ограничения государственных расходов на высшее образование.
Сокращение государственного финансирования и быстрый рост расходов привели к быстрому устареванию оборудования, помещений высших учебных заведений, учебных фондов библиотек, снижению требований к квалификации педагогических кадров, нехватке адекватного научного оборудования и учебно-методических материалов и т.д. В этих условиях для многих высших учебных заведений выходом из положения стало расширение финансирования за счет студентов или заинтересованных лиц, организаций, фирм. То есть университеты были вынуждены приблизиться к рынку через установление более тесных связей с частными промышленными фирмами, создание коммерческих подразделений, продажу образовательных услуг иностранным студентам. «Расширение сферы высшего образования в условиях ограниченности государственных средств привело к возникновению угрозы снижения качества обучения, в частности, из-за увеличения численности студентов в группах, меньшего внимания преподавателей к отдельным студентам. Все это, в конечном счете, таит в себе угрозу ухудшения результатов деятельности высших учебных заведений» (2).
Коммерциализация подталкивает образовательные учреждения к конкуренции не только между собой, но и изнутри: за привлечение более квалифицированных кадров и способных студентов. Однако конкуренция не должна превратить учебные заведения в чисто коммерческие структуры, ориентированные только на рост доходов и извлечение прибыли. Главным здесь должно стать качество обучения, разнообразие форм и методов обучения. На это должна работать и служба маркетинга учебного заведения, обеспечивая мониторинг рынка образовательных услуг, определяя рейтинг конкурентов по параметру цена /качество.
Выше указанные тенденции в образовании свойственны для всех стран глобализирующегося мира, но в чем же все-таки заключается специфика российского образования? Отвечая на этот вопрос нельзя не обратиться к мыслям выдающегося ученого Н.Н. Моисеева, который считал, систему российского образования лучшей в мире, причем не столько элитарного образования, сколько образования нации в целом. «Эта система имеет давнюю традицию, и опиралась она на наше миропредставление, весьма отличное от протестанско-каталического, на тысячелетнюю традицию народа, оказавшегося способным создать великую цивилизацию в самой северной, самой холодной и трднодоступной стране мира – Северной Евразии. В основе этой образовательной системы лежали земские школы. Очень удачна была система реальных училищ и гимназий, созданных в конце прошлого века. Но лучше других была система вузовского, особенно высшего инженерного образования» (3). Знания, полученные в высших учебных заведениях России, отличались широтой и тягой к фундаментальности.
Следует отметить, что одной из важнейших отличительных черт российского образования также является и особая традиция формирования научных школ, когда сами собой возникали научные содружества ученых и их учеников, объединенных какой-либо идеей. «В них, кроме обычной соревновательности, присутствовал и коллективизм, забота всех членов школы о ее судьбе и отдельных ее участников» (4).
Но все же есть еще одна специфическая черта, свойственная российскому образованию: его гуманизация. Образование в России всегда основывалось на принципах христианского гуманизма, где духовный аспект всегда превалирует над материальным. Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Однако сегодня российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Поиск новых приоритетов идет преимущественно по двум направлениям: во-первых, по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, во-вторых, в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека. На отношение к последним оказывают существенное влияние особенности, присущие западному обществу с его эгоизмом и рационализмом, замкнутостью на себе и своих проблемах, с его ориентацией сугубо на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о ценностях духовных.
В сложившейся ситуации сочетать в себе новые требования быстро меняющейся жизни с уже достигнутыми преимуществами российской системы получения знаний призвано метаобразование, укладывающееся в рамки глобально-цивилизационного подхода к образованию. Инициатором разработки метаобразования – новой общемировоззренческой философской концепции, основанной на принципах универсализации, гуманизации и глобализации воспитательно-образовательных процессов в средних и высших учебных заведениях, стал творческий коллектив философов и ученых Ставропольского государственного университета.
«Концепция метаобразования выражает растущее стремление современной науки оказывать регламентирующее воздействие на процессы глобализации в обществе, устранять их стихийные негативные последствия, особенно для молодежи. Не секрет, что научная картина мира, изучаемая в школе и вузе, часто отделена от современной картины жизни. Оторванное от жизни знание не носит функционального характера» (5).
Известный современный философ Л. В. Скворцов впервые, в отличие от западной философии, определил метаобразование «как методологию процесса самоопределения человека, его самоидентификации» (6). Метаобразование, в отличие от образования, рассматриваемого в качестве подготовки к необходимым обществу на данном историческом этапе видам деятельности, определяется как формирование понимания человеком своего места, своего истинного предназначения в окружающем его мире.
Современная картина жизни (или глобалистика) является результатом синтеза Метафизики, понимаемой нами как профессиональное самосознание естественной и общественной наук, их философского автопортрета, и непосредственно самой философии. Метафизика в современной картине жизни подчеркивает важность для онтологического анализа взаимных превращений бытия и небытия. Современная картина жизни триалектична, она складывается на основе триады времен, где в противовес бытию сущего – «сегодня», возникает инобытие человека, которое раздваивается на «вчера» и «завтра». При нарушении причинно-следственных связей между временами, то есть, при выпадении «сегодня» из каузальной связи времен, наступает резкий духовный кризис, который может плачевно отразиться на духовном мире самого человека. Поэтому философская картина жизни, создаваемая человеком, выполняет определенную миссию – сохранение целостности человеческого существования посредством сохранения каузальности (причинности) времен. В современной картине жизни единственным источником получения цельного знания является метаобразование, которое придает всей информационной культуре необходимую стабильность, обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, создает предпосылки цивилизационной и личностной идентичности, утверждает истину как основу нормального состояния общественного сознания.
В эпоху глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамики являются информация, наука и образование. В таком обществе конкурентоспособным становится человек, освоивший основы наук, владеющий новейшими способами восприятия и передачи информации, образованный и практически подготовленный, прежде всего в профессиональном, языковом и мировоззренческом аспектах. Символическим воплощением качеств человека стал компьютер, позволяющий быть более информированным, осуществлять различные операции, использовать базы данных различных стран. Постепенно исчезает основание духовной самоидентификации. Исчезает уникальность человека, его самость. Происходит нравственный сдвиг, который не компенсируется даже обилием информации, информация начинает терять свой прежний смысл. Если человек не может найти путь, ведущий к гармонии с самим с собой, то не может быть гармонии и с другими. Предотвратить симптомы кризиса самопонимания человека возможно с помощью метаобразования, помогающего выработать главные ориентиры личности: проблему самоидентификации, алгебру моральных отношений, виртуальное бытие и опережающую информацию. Современному студенту – участнику образовательного процесса, метаобразование помогает осознать себя действующим, коллективным, глобальным и цивилизационным метасубъектом истории, создающим свой культурно-личностный рисунок жизни, способным в будущем воздействовать на метаэкономику, метаполитику, метаидеологию, метабезопасность.
Почему же так важна роль метаобразования для университета? Да потому, что, концепция метаобразования призвана стать философской основой университетской науки. Именно в концепции метаобразования, которую мы рассматриваем в качестве методологической основы естественных, гуманитарных и философских наук, демонстрируются принципы гуманитарного знания, необходимые для анализа цивилизационной жизни как смыслового целого.


Литература:

1. Зорников И.Н., Волкова Л.П. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего образования http://www.main.vsu.ru/~rciabc/irex/pubs/inzor1.htm
2. Зарецкая С.Л.Образование в контексте глобализации (вместо предисловия) // Глобализация и образование. Сб. обзоров. – М., ИНИОН РАН, 2001, С. 12.
3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000, С. 103.
4. Там же.
5. Шаповалов В.А. От философской теории – к педагогической практике // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001, С. 4.
6. Каширин В.И. Метарефлексия и метаобразование // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001, С. 32.

Комментарии:

Copyright © 2002-2009 Ставропольский Государственный Университет
Поддержка © 2002-2009 Ставропольский Региональный Центр Информатизации