Участник
 
Вы не авторизированы!
Вы не сможете публиковать доклады или оставлять комментарии. Чтобы получить регистрационный ключ, нажмите здесь.

Если Вы регистрировались с именем и паролем, то введите их ниже:

Логин:

Пароль:



РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ (6.9.2011)

магистр Ставропольский государственный университе Одекова З.Р.


Текст доклада
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности в ходе управления педагогическим процессом. В этом случае педагог должен учитывать потребность в свободе самореализации ребенка. Под потребностью в свободе самореализации, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно в таких условиях рождается Личность.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.
Развитие воображения и фантазии – одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность. Чтобы ребенок научился творчески мыслить, важно, как можно больше знакомить его с богатым наследием искусства и опытом человечества. Для этого необходим процесс переживания и сопереживания, что можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Знакомство с богатством мировой культуры и искусства также является одним из важных путей формирования духовной культуры личности. Однако, высоко оценивая роль эстетического восприятия, нельзя забывать и о важности изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей ребенка. Так, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, которое ведет к обогащению и перестройке психических свойств ребенка и оказывает существенное влияние на целостное формирование личности.
В последнее время в обучении используется «средо-ориентированный подход, который позволяет ученику заниматься самообучением и саморазвитием» [2, с. 175]. При такой организации обучения происходит повышение внутренней активности ребенка, которое выражается в дальнейшем сотворчестве учителя и ученика.
Одной из задач, решаемых в рамках средо-ориентированного подхода, является «анализ влияния среды на развитие ребенка как личности» [2, с. 176]. Художественно-эстетическая среда рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать его с эталонами; дает возможность включения в общую творческую среду, требуя от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Помимо этого, «социальная среда устанавливает взаимосвязь искусства с окружающей действительностью, обеспечивает использование продуктов творчества в жизни общества, его исторических процессах» [3, с. 75]. Своими рисунками ребенок без определенного намерения отражает идеологическую и культурную направленность общества, окружающего его. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок присваивает ценности, свойственные той стране, тому региону, где он живет. Отсюда и возрастающий интерес к национальной культуре, способной значительно повысить духовный потенциал личности ребенка.
Важно правильно выбрать развивающую среду, найти такие методы и формы, которые помогли бы ребенку раскрыть себя как творческую личность. Но самое главное состоит в том, что учитель всегда должен развиваться вместе с ребенком, превосходить его уровень и быть постоянно в творческом поиске. Педагог, обучая учеников творить, сам, прежде всего, должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и находить нестандартные способы решения проблем. Деятельность педагога – это его развитие и саморазвитие, поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового и совершенствование старого. Когда эти качества объединяются в педагоге, то значит, он состоялся как Личность, он может и должен вести детей вперед.


Литература:

1. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб., 2000.
3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. – М., 1996.

Комментарии:

Copyright © 2002-2009 Ставропольский Государственный Университет
Поддержка © 2002-2009 Ставропольский Региональный Центр Информатизации