Участник
 
Вы не авторизированы!
Вы не сможете публиковать доклады или оставлять комментарии. Чтобы получить регистрационный ключ, нажмите здесь.

Если Вы регистрировались с именем и паролем, то введите их ниже:

Логин:

Пароль:



ПОНЯТИЕ «ОДАРЕННОСТЬ», ЕГО СУТЬ И РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (6.9.2011)

старший преподаватель Уманский государственный университет им. Павла Тычины, г. Умань, Украина Гарачук Т.В.


Текст доклада
В условиях быстрого развития науки, культуры и техники, вхождения Украины в Европейский образовательный простор к системе образования выдвигаются особые требования. Как упоминается в Национальной доктрине развития образования Украины, «должны постоянно обновляться содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса согласно демократическим ценностям, рыночным основам экономики, современным научно-техническим достижениям» [2, с. 233]. В таких условиях начальная школа должна поменять систему обучения: больше внимания уделять психологическим особенностям ребенка, практиковать индивидуальный подход и развивать задатки, способности и одаренность учеников.
Наша цель – определить сущность понятия «одаренность» и его роль в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Особенности одаренности исследовали Ю. Гильбух, В. Дружинин, О. Кульчицкая, О. Маринушкина, А. Матюшкин, Г. Шубина и др. Психологические основы одаренности разработаны в трудах И. Кулагиной, Н. Лейтес, Н. Литвиновой, В. Моляко, О. Музыки, К. Холерр и др. Проблемой выявления и развития одаренности занимались В. Алфимова, Д. Богоявленская, О. Бочарова, А. Воронин, Д. Ушаков и др.
В психолого-педагогической литературе можно найти более ста определений термина «одаренность», но, наш взгляд, нет единственной и точной дефиниции.
Так, педагогический словарь толкует термин «одаренность» как совокупность психологических особенностей, которые определяют особо успешное выполнение той или иной деятельности [4, с. 344].
Согласно А. Петровскому, одаренность – это качественно своеобразное соединение способностей, которое обеспечивает успешное выполнение действий [3, c. 15–16]. В. Моляко и О. Музыка убеждены, что одаренность – это личностное образование человека, которое характеризуется высоким уровнем развития творческих способностей, общей творческой направленностью личности и высокими достижениями в определенной сфере деятельности [1, c. 38].
Проанализировав различные суждения, мы думаем, что все дефиниции так или иначе похожи между собой. Суммировав все вышесказанное, считаем, что одаренность – это комплекс психологических и индивидуальных особенностей личности, которые обеспечивают успешное выполнение любого вида деятельности.
В общем, обнаружить одаренного ребенка среди потока школьников практически невозможно. Во-первых, в основном, дети не хотят выделяться, хотят быть как все и сознательно скрывают некоторые свои качества. Например, умение в совершенстве владеть музыкальным инструментом или решать сложные математические примеры.
Во-вторых, многие ученики плохо учатся, не оттого, что чего-то не понимают, а просто осведомлены в четко определенной сфере. Нередко таких неуспевающих детей исключают из школы (согласно результатам исследований П. Торренса ‒ почти 30% детей).
Возникает вопросы: как отличить одаренного ребенка от неодаренного; как обнаружить одаренность в школьном возрасте и развить ее в будущем?
Для определения одаренности существует ряд признаков:
1. Раннее проявление одаренности. Очень часто одаренность видна уже в младшем школьном возрасте и задача учителя – ее увидеть и направить усилия для ее дальнейшего развития.
2. Быстрый темп усвоения знаний. Одаренные дети усваивают знания намного быстрее, чем их сверстники. Это результат лучшего развития психических процессов и целенаправленной деятельности.
3. Формирование умений и навыков в определенном виде деятельности. Как известно, ребенок рождается с задатками, они развиваются в способности, а потом ‒ в одаренность. Одаренность проявляется в определенной деятельности, поэтому есть разные виды одаренности: творческая, интеллектуальная, техническая и др. Важно формировать и развивать умения и навыки школьника именно в определенном виде деятельности.
4. Наличие элементов оригинальности, креативности и творчества в деятельности. Одаренные дети зачастую отличаются своеобразным мышлением, способностью неестественно выходить из нестандартных ситуаций, умением мыслить и действовать творчески. Задача учителя – не создавать препятствий творчеству и всячески его поощрять [4, с. 344].
Таким образом, современный учитель должен увидеть одаренного ученика и создать необходимые условия для его развития и совершенствования. Именно поэтому, проблема создания необходимых условий для развития одаренности младшего школьника требует дальнейшего исследования.


Литература:

1. Здібності, творчість, обдарованість: теорія, методика, результати досліджень / За ред. В.О. Моляко, О.Л. Музики. – Житомир: Вид-во Рута, 2006. – 320 с.
2. Національна доктрина розвитку освіти. Вища освіта в Україні. Нормативно-правове регулювання. / А.П. Заєць, В.С. Журавський. − К.: Форум, 2003. − 950 с.
3. Обдарована молодь України: оцінка сучасного стану та поширення перспективного досвіду роботи з обдарованою молоддю в регіонах України / Терепищий С.О., Антонова О.Є., Науменко Р.А. та ін. – Київ: ВМГО «Союз обдарованої молоді», 2008. – 156 с.
4. Педагогічний словник / за ред. дійсного члена АПН України Ярмаченка М. Д. – К.: Педагогічна думка, 2001. – 514 с.

Комментарии:

Copyright © 2002-2009 Ставропольский Государственный Университет
Поддержка © 2002-2009 Ставропольский Региональный Центр Информатизации