Участник
 
Вы не авторизированы!
Вы не сможете публиковать доклады или оставлять комментарии. Чтобы получить регистрационный ключ, нажмите здесь.

Если Вы регистрировались с именем и паролем, то введите их ниже:

Логин:

Пароль:



СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (6.9.2011)

старший преподаватель Волынский национальный университет имени Леси Украинки, Украина Гац Г.А.


Текст доклада
Анализируя научные источники и практику работы общеобразовательных учебных заведений, мы определили, что педагогическая диагностика предусматривает установление, изучение и оценку признаков, которые характеризуют состояние и качество субъектов учебно-воспитательного процесса, межличностных отношений. В современных исследованиях определены общепедагогические основы и исторические этапы развития педагогической диагностики, раскрыты методики установления педагогического диагноза, особенности педагогической диагностики учителя-специалиста, отдельные методики диагностики обученности и подготовленности учащихся. В то же время, недостаточно изученными остаются теоретико-методические основы реализации педагогической диагностики в процессе обучения физической культуре учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Учитывая результаты анализа литературных источников, практики работы общеобразовательных школ и позиции системного подхода как методологической основы исследования, была разработана структурно-функциональная модель педагогической диагностики в процессе обучения школьников физической культуре (рис. 1).



Рис. 1. Стуктурно-функциональная модель педагогической диагностики в процессе обучения школьников физической культуре

Основываясь на системообразующей роли педагогической диагностики, мы выделили ее основные компоненты: методологический (предусматривает чёткую определенность понятий, выражающих конечное направление системы диагностических мероприятий, а также диагностирующих признаков; предусматривает планирование диагностического исследования); технический (включает в себя систему действий для получения, фиксации и обработки данных, предусматривая наличие специальных методов и методик диагностического обследования) и теоретико-логический (предусматривает установление диагноза на основе полученного результата, интерпретацию и прогнозирование для использования в практической деятельности).
Педагогическая диагностика как целостная педагогическая система выполняет специфические функции (здоровьесберегательную, информационную, оценочную, прогностическую, управленческую). Здоровьесберегательная функция обеспечивает сохранение физического здоровья (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, санитарно-гигиенические навыки, режим труда и отдыха). Информация о физическом состоянии и функциональной подготовленности школьника, состоянии здоровья, уровне усвоения знаний, скорости формирования двигательных умений и навыков, трудностях в обучении обеспечивает обратную связь к коррекции средств и методов обучения. Оценивание знаний и воспитанности школьников создает благоприятные условия для дальнейшего развития индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, возможности помочь им преодолеть трудности в обучении. Прогностическая функция направлена на раскрытие черт и качеств дальнейшего опережающего развития личности ученика. Функция управления заключается в корректировке действий учителя, внесении изменений в содержание учебно-воспитательного процесса, оптимизации педагогического процесса.
Анализ содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе даёт основание утверждать, что объектами педагогической диагностики есть педагогический процесс (содержание, методы, организационные формы и средства обучения), отдельные направления воспитательного процесса (национальное, моральное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание), педагог (педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя, управленцев), ученик (уровень учебных достижений, состояние здоровья, уровень воспитанности, познавательные интересы, способности, отношение к учёбе). Диагностированию также подлежат деятельность школьных коллективов (класса, школы, общественно-политических и спортивных детских и юношеских объединений), общественная мысль, точка зрения родителей на деятельность школы.
К методам диагностической деятельности принадлежат наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, интервью, анализ детских работ, метод независимых характеристик. Большинство из этих методов учитель активно использует в своей работе, наблюдая за детьми, общаясь с ними, проверяя их работы, беседуя с родителями учеников, коллегами.
На основании анализа научно-методической литературы и результатов анкетирования сформирована система диагностических методик, которая использовалась в практической деятельности учителя физической культуры.
Результаты исследования свидетельствуют, что учителя по физической культуре в процессе физического воспитания учеников используют разнообразные диагностические методики. Их можно классифицировать на группы: диагностика целевого компонента педагогического процесса, мотивов занятия физическими упражнениями, межличностных отношений, формирование качеств, функционального состояния дыхательной системы, физической работоспособности, состояние физического здоровья.


Литература:

1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Ингенкамп К. – М. : Педагогика, 1991. – 240 с.
2. Мартиненко С. М. Система підготовки вчителя початкових класів до діагностичної діяльності : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра пед. наук : спец. 13.00.04 “Теорія та методика професійної освіти” / С. М. Мартиненко. – К., 2009. – 52 с.

Комментарии:

Copyright © 2002-2009 Ставропольский Государственный Университет
Поддержка © 2002-2009 Ставропольский Региональный Центр Информатизации