Участник
 
Вы не авторизированы!
Вы не сможете публиковать доклады или оставлять комментарии. Чтобы получить регистрационный ключ, нажмите здесь.

Если Вы регистрировались с именем и паролем, то введите их ниже:

Логин:

Пароль:



Психологическая поддержка формирования стрессоустойчивости волонтера (14.11.2011)

ассистент МГГУ им. М. А. Шолохова Назаренко Е.В.


Рецензия
Статья написана с учетом деятельности волонтерских организаций
Текст доклада
Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики. Движение волонтеров зародилось в США, где уже в XIX веке они обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы: взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом.
В России волонтёров пока немного, основное препятствие — отсутствие должного понимания и поддержки со стороны государственных структур. И, тем не менее, многие люди посвящают своё личное время общественно-полезной работе.
Возраст добровольцев составляет сегодня в среднем от 18 до 35 лет. Многие из волонтеров – студенты.
В 2011 году МГГУ им. М. А. Шолохова выиграть в конкурсе Оргкомитета «Сочи-2014» «Паралимпийский центр», благодаря чему волонтеры МГГУ им. М. А. Шолохова будут привлечены к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним Играм в Сочи.
Одним из требований, которое предъявляется к волонтерам – это стрессоустойчивость. Это связано с тем, что волонтеры, вращаясь в кругу различных людей, должны уметь налаживать контакты со всеми. Напряженный рабочий график, общение с людьми разного вероисповедания, разных национальностей, спортсменов, представителей политической и спортивной элиты мира – все это стрессовые ситуации.
Волонтерам необходимо формировать механизмы психологической защиты и копинг-механизмы. Понятие «психологическая защита» первоначально формировалось в рамках психоанализа и основывалось на теории гомеостаза (представление о том, что любой организм стремится сохранить параметры функционирования) и «сопротивлении изменениям», с которым сталкивались психоаналитики в своей клинической практике. Концепция психологических защит в классическом виде была представлена З. Фрейдом в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). Согласно разработанной им структуре личности, психологическая защита направлена на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляет собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых личность пытается сохранить целостность и адаптивность. В целом данная концепция осталась неизменной и в современных направлениях психоанализа, претерпев лишь косметическую эволюцию [2].
Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.
Копинг-поведение (совладающее поведение) понимается как совокупность гибких, динамичных поведенческих и когнитивных усилий человека, цель которых – справиться с трудными, напрягающими, превосходящими имеющиеся ресурсы ситуациями [1].
Впервые термин "coping" был использован Мерфи в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R.S., 1966) определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.
Работая волонтером необходимо получать удовлетворение от своих личных достижений, а не статус в группе. Он готов бескорыстно оказывать помощь другим людям, выполнять общественно значимую работу, но все же основным движущим мотивом его деятельности является стремление приобрести что-то важное для себя – знакомство с новыми людьми, новые знания и навыки. Волонтер должен быть уверен в том, что время, потраченное на работу, пойдет на пользу не только нуждающимся в помощь, но и самому себе.


Литература:

1. Лазарус Р. Психологический стресс и процесс совладания с ним. Frydenberg, 2002.
2. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М.: Наука, 1990.

Комментарии:

Copyright © 2002-2009 Ставропольский Государственный Университет
Поддержка © 2002-2009 Ставропольский Региональный Центр Информатизации