Участник
 
Вы не авторизированы!
Вы не сможете публиковать доклады или оставлять комментарии. Чтобы получить регистрационный ключ, нажмите здесь.

Если Вы регистрировались с именем и паролем, то введите их ниже:

Логин:

Пароль:



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (13.5.2009)

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с углубленным изучением информатики Маркунас И.А.


Текст доклада
Введение
Задача школы - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания. Решение данной проблемы - в использовании на уроке информационно-коммуникационных технологий. Преимущества неоспоримы: это и оперативный контроль знаний, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальных самостоятельных исследований и размышлений. Применение ИКТ позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.
1. Самостоятельная работа в процессе обучения.
Понятие самостоятельная работа используется различными авторами в разном значении.
В трудах, посвященных обучению самостоятельной работе, это понятие рассматривается и как форма организации деятельности (Б.П.Есипов и др.); и как метод обучения (Ю.К.Бабанский, М.Т.Баранов и др.); и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность (П.И.Пидкасистый, И.Э.Унт и др.), и как вид учебной деятельности (М.Р.Львов, Л.Г.Вяткин и др.). Наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы, представляется определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает "такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика".
Но общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает учебная программа или познавательная задача.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Использование электронных ресурсов придаёт новый статус самостоятельной работе учащихся, при котором обучение по форме становится индивидуальным и самостоятельным, а по сути контролируемым и управляемым. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную – графика, цвет, звуковая сигнализация).
2. Методика организации самостоятельной работы учащихся с использованием электронных ресурсов (из опыта работы)
Компьютер существенно изменяет методы обучения благодаря широкой диалогизации учебного процесса, активной роли ученика в усвоении материала.
Диалоговые программы нейтрализуют относительную пассивность обучаемых в условиях традиционных методов обучения, когда большой удельный вес знаний даётся в готовом виде преподавателем без опоры на самостоятельную работу школьников. Появление материала ученик регулирует сам. Он переходит от одной части к другой только по мере усвоения материала.
Компьютерные программы позволяют воедино соединить процессы изучения, закрепления и контроля усвоения учебного материала, которые при традиционном обучении чаще всего оказываются искусственно разорванными.
Методы обучения изменяются также в связи с расширением возможностей предъявления учебной информации (применение цвета, графики и т.д.); с использованием гипертекстовой модели подключения разнообразных подсказок, таблиц, словарей; с широкой индивидуализацией обучения; с повышением динамизма учебного процесса. Различные типы методов, используемые при компьютерном обучении, взаимодействуют между собой. Они образуют целостную систему, выступая как звенья единого процесса. Таким образом, можно говорить о комбинированных методах обучения.
Распространённой является классификация методов обучения по основным дидактическим целям. В соответствии с таким подходом различают методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы контроля знаний – методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Обратимся к анализу использования данных методов на различных этапах урока с целью организации самостоятельной работы учащихся при помощи ИКТ.
2.1. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при изучении нового материала.
Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся при изучении нового учебного материала с использованием компьютерного обучения находятся в постоянном взаимодействии и развитии: овладев одними методами и приемами познавательной деятельности, учащиеся переходят к другим, более совершенным.
Виды работы: беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая; наблюдение над языковыми явлениями; моделирование, анализ и обобщение демонстрируемых материалов; самостоятельное составление примеров на изученные правила; составление развернутого плана, комментирование текста.
На данном этапе используются:
1). Компьютерные презентации, созданные учителем и учащимися.
2). Интерактивные таблицы.
3). ЭИОН (электронные учебники, мультимедийные курсы, в том числе «1С: Репетитор. Русский язык», энциклопедии и др.).
4). Фрагменты виртуального урока (необходимо отметить, что виртуальные уроки можно использовать как частично, на определённом этапе урока, так и полностью).
Рассмотрим данные формы использования ИКТ подробнее.
1). К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку следует отнести мультимедийные презентации. Пример – слайд презентации по теме «Правописание одной и двух букв –Н- в суффиксах наречий» (Приложение 1).
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
2). Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику мышления, помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, возникает по воле учителя по мере объяснения нового материала. Таблица появляется на экране поэтапно, графические элементы могут не только возникать, но и перемещаться, исчезать. Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке.
Интерактивная таблица помогает научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, а значит, избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.
Пример – использование интерактивной схемы и таблицы по теме «Буквы О и Ё после шипящих в существительных» (Приложение 2,3).
Вопросы и задания: распределите данные слова на две группы, подобрав к ним однокоренные слова, и запишите в тетрадь, обратите внимание на чередование гласных в корне слова; найдите существенный признак, определяющий условия разного написания; сделайте вывод о правописании букв О и Ё после шипящих в корнях существительных, сформулируйте правило; сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник.
В ходе эвристической беседы ученики, анализируя материал для наблюдений, отвечают на вопросы и в результате самостоятельно делают вывод. Этот вывод является формулировкой орфографического правила. Такое задание относится к проблемным.
При расширении изучения данной темы используется обобщающая интерактивная таблица (Приложение 3). При наведении курсора на часть таблицы появляется орфографическое правило. Работа с данной таблицей позволяет повысить уровень самостоятельной работы учащихся. Такую таблицу можно использовать и на обобщающих уроках.
Целесообразно использовать интерактивные таблицы при изучении морфологии. Например, обратимся к таблице по теме «Качественные прилагательные». При наведении курсора на часть таблицы на экране возникают примеры краткой формы прилагательных, сравнительной степени, иллюстрации (Приложение 4). Наглядность и интерактивность значительно повышают эффективность процесса обучения, позволяя учащимся самостоятельно делать выводы о различных разрядах прилагательных, работая индивидуально, в парах, в группах.
3). Электронный учебник – это средство обучения на компьютерном диске, хранящем и представляющем аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. Он рассчитан на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. На компьютер возлагаются функции учителя по управлению, обучению и контролю на всех этапах, т.е. он играет роль, по определению Пашковой Г.И., «электронного учителя». «Электронный учитель» осуществляет индивидуально с учеником актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также их применения. Учитель выступает в роли консультанта и управляющего. Ученик работает с рекомендуемым учителем электронным пособием. При этом обучающийся сам выбирает способ и темп освоения изучаемого материала. С помощью электронного пособия учитель контролирует каждого обучаемого: следит за степенью выполнения задания, выявляет затруднения, затем консультирует индивидуально каждого учащегося, отвечает на вопросы, диагностирует причины возникающих затруднений, дает рекомендации, помогает определить путь решения проблемы. Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса.
4). «Виртуальный урок» представляет собой компьютерную имитацию учебного занятия с использованием совокупности средств мультимедиа и интерактивных возможностей компьютерных технологий (Приложение 5). Его активными участниками являются виртуальные учитель и ученики, а также реальные пользователи, которыми могут быть не только дети, занимающиеся самостоятельно, но и целый класс под руководством педагога.
В основе каждой смысловой части виртуального урока лежит проблемная ситуация, эвристическая задача, учебное исследование или проект. Однако при этом речь идет не о пассивном просмотре учебного мультфильма – вопросы и задания, внедренные в ткань урока, прежде всего адресованы пользователю, индивидуальному (при самостоятельной работе) и коллективному (при работе в классе). Они стимулируют мыслительную и речевую активность детей, фокусируют внимание на ключевых моментах содержания урока. Каждый вопрос, поставленный перед участниками виртуального урока, учитель может вынести на обсуждение класса. Ответы детей подкрепляются или опровергаются мнением их виртуальных собеседников. Результатом такой учебной деятельности становятся не только знания, умения и навыки в предметной области – дети на примере виртуальных учеников, подражая им, учатся ставить проблему, обсуждать ее всем коллективом, выбирать оптимальное решение. Пример – фрагмент урока по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» (Приложение 5).
2.2. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при закреплении учебного материала, формировании умений и навыков, применения знаний.
Закрепление - одно из важнейших звеньев учебного процесса. Его главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изучаемого материала, уяснение и уточнение вопросов, недостаточно хорошо понятых при первичном ознакомлении, формирование и упрочнение необходимых умений и навыков.
Самостоятельные работы в этих случаях применяются, прежде всего, по материалу, на который опирается новая тема и который известен учащимся из предшествующих тем, а также при обобщении всего материала темы урока. Их использование с применением ИКТ повышает активность учащихся, вызывает интерес к предмету и в результате способствует повышению теоретического уровня знаний, создает благоприятную основу для формирования прочных умений и навыков.
На данном этапе используются:
1). Слайд-презентации.
2). Интерактивные диктанты и другие задания.
3). ЭИОН (электронные учебники, мультимедийные курсы, в том числе «1С: Репетитор. Русский язык», «Виртуальный наставник», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.).
4). Тестирующие программы со справочным материалом.
Рассмотрим данные формы использования ИКТ подробнее.
1). Использование слайд - презентаций на данном этапе может преследовать две цели: обращение к изученному учебному материалу и выполнение познавательных задач, проблемных заданий, практических упражнений, а также их проверка. Например, на одном слайде изложен теоретический материал по новой теме «Правописание –Н- и –НН- в суффиксах наречий» (Приложение 1), на другом – повторение по теме «Правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных и причастий», на третьем – два варианта практического задания с требованием выписать наречия с одной буквой –Н-, после выполнения задания на этом же слайде показывается правильный ответ, что сокращает время для проверки (Приложение 6).
При работе с презентациями рекомендуется использовать поисковый метод, который предполагает создание условий для творческой деятельности обучаемых посредством проблемных ситуаций.
2). Интерактивные задания мы рассмотрим на примере использования интерактивного диктанта (Приложение 7). Его можно использовать как для индивидуальной работы учащихся, так и для работы всего класса (если в кабинете не один компьютер, а несколько). При этом не только проверяются орфографические и пунктуационные навыки, но и даётся возможность после проверки повторить забытое правило, на которое допущена ошибка. Также целесообразно использовать интерактивные задания на этапе обобщающего повторения.
3). Электронные учебники и мультимедийные курсы дают возможность во время самостоятельной работы учащихся сочетать выполнение интерактивных практических заданий с работой с теоретическим материалом. Например, при работе с диском «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», выполняя тестовые задания по теме «Правописание НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях» (Приложение 8), можно обратиться к теоретическому правилу и образцу рассуждения (Приложение 9).
4). Тестирующие программы со справочным материалом не только являются средством проверки знаний, умений и навыков учащихся, но и помогают быстро и эффективно восполнить пробелы в знаниях. Например, компьютерная программа «Школьный наставник» имеет диагностические тесты по всем разделам, а также систему обучающих упражнений, заданий, контрольных диктантов. Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ЕГЭ. Выполнение заданий возможно в нескольких режимах: изучение, произвольный, фиксированный тренинг, фиксированный, произвольный самоконтроль, самоконтроль с поощрением, контроль. Оптимальным нам представляется режим «фиксированного самоконтроля», позволяющий ученику сразу увидеть и исправить ошибку, а учителю зафиксировать итог его работы. Кроме того, программа имеет «Генератор тестов» - учитель сам может создать необходимый тест, используя существующий банк данных.
2.3 Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний, умений и навыков
Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний, умений и навыков играют особую роль в решении задач не только упрочнения, углубления и расширения знаний учащихся, совершенствования их умений и навыков, но и приведения знаний в определенную систему. Поэтому важное место здесь занимают самостоятельные творческие задания, непосредственно направленные на обобщение и систематизацию знаний.
Результативнее будет использовать следующие формы применения ИКТ:
1). ЭИОН (электронные учебники, мультимедийные курсы, в том числе «1С: Репетитор. Русский язык», «Виртуальный наставник», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.).
2). Слайд – презентации.
3). Самостоятельные творческие работы учащихся.
1). Мультимедийные курсы и учебники заключают в себе огромные возможности использования при обобщении и систематизации материала. Например, на уроке по теме «Синтаксический разбор простого предложения» для исследовательской работы в малых группах используется демонстрационный материал мультимедийного курса «1С: Репетитор. Русский язык» (план проведения синтаксического разбора простого предложения с гиперссылками на повторительный теоретический материал, необходимый при разборе) и интерактивная модель синтаксического разбора предложения с руководством к действию и проверкой выполненного задания (Приложение 10). Учитель предлагает учащимся, используя демонстрационный материал мультимедийного курса, изучить план синтаксического разбора простого предложения; разделившись на группы, подробно изучить повторительный материал одного из пунктов плана, необходимый для разбора (Приложение 10а), представить его учащимся всего класса. Учащиеся работают с демонстрационным материалом мультимедийного курса, изучают план разбора предложения, записывают важные сведения в тетрадь, сообщают необходимый повторительный материал одного пункта плана остальным учащимся, слушают и записывают сведения, представленные учащимися других групп. Затем каждая группа выполняет интерактивное упражнение – синтаксический разбор простого предложения и производит самопроверку, опираясь на образец, данный электронным учебником (Приложение 10б).
2). Используя слайд - презентации, можно перед проведением контрольных работ привести в активное состояние большие объёмы материала в течение короткого промежутка времени. Примеры были проведены выше.
3). Самостоятельные творческие работы учащихся проводятся как индивидуально, так и в форме групповой работы.
Умение творчески применять знания на практике требует от человека высоко развитой интеллектуальной и практической самостоятельности. Он должен уметь планировать свою деятельность, формулировать ее цель, выдвигать гипотезы, доказывать и обосновывать их.
В качестве примера можно привести такой вид работы, как составление алгоритма применения орфографического или пунктуационного правила. Учащимся даётся задание: опираясь на правило «Слитное и раздельное НЕ с прилагательными», составьте алгоритм его применения (Приложение 11). В результате учащиеся не только обобщают и систематизируют материал, но и разрабатывают план собственных рассуждений, а это способствует более прочному и эффективному усвоению знаний.
2.4. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на этапе контроля.
Использование компьютерных форм контроля предполагает воз¬можность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными це¬лями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объек¬тивно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Однако эта форма требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося. К сожалению, не всегда есть такая возможность, поэтому приходится проводить тестирование поочередно. С этой целью обычно используется программа-тренажер по русскому языку «Фраза» (в 5-9 классах) и тестирующая программа «ЕГЭ 2008» (в 10-11 классах).
При использовании программы «ЕГЭ 2008» (Приложение 12) осуществляется подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа с тестовыми заданиями предлагается в трёх режимах: тематическом, тренировочном, контрольном. При этом фиксируются варианты ответов и время выполнения каждого задания, а затем даются правильные ответы и список тем, которые необходимо повторить. Программа даёт возможность выбора задания (номера соответствуют номерам заданий теста ЕГЭ), а также возможность её использования как для индивидуальной работы, так и для работы всего класса (в этом случае при помощи проектора задания проецируются на экран, а учащиеся записывают номера ответов). В конце работы можно провести само- или взаимопроверку.
2.5. Домашнее задание.
К числу стабильных и важных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как основная часть процесса обучения. Домашняя самостоятельная работа осуществляет определенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие: закрепление знаний, умений, полученных на уроках; расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе; развитие самостоятельного мышления; формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений. Эффективному осуществлению данных функций способствует использование ИКТ.
Можно выделить следующие формы домашней работы учащихся с применением ИКТ.
1). Работа с электронными энциклопедиями, мультимедийными курсами, учебниками, словарями, возможностями Интернета.
2). Работа с тестирующими программами.
3). Творческие работы: а) создание учащимися презентаций по теме урока, схем, таблиц, диаграмм и др.; б) работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы над проектом; выпуска газеты, информационного листка; создания своего словаря; сочинительства сказки о частях речи и оформления обложки для книги и др. В школе создан банк данных, куда вошли электронные творческие работы учащихся, компьютерные тесты и др.
Таким образом, методика самостоятельной работы по русскому языку на основе компьютерных технологий включает создание положительной мотивации, системы ориентиров учебной деятельности; учет уровня учебной подготовки, потенциальных возможностей ученика, сложности учебного материала; дифференцированность объема учебной деятельности; сочетание управления со стороны учителя и самоуправления со стороны ученика; регулярность и систематичность выполнения домашних заданий; периодичность контроля, интенсивность обратной связи в обучении, систему корректирующих воздействий.
3. Результативность использования ИКТ при организации самостоятельной работы
Экспериментальный опыт использования ИКТ при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся свидетельствует об эффективности этой технологии:
• ученик превращается в активную личность;
• реализуется целеполагание и мотивация;
• ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы;
• изменяется форма контроля;
• обучение становится индивидуальным и дифференцированным;
• используются различные формы работы (парные, групповые);
• меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться». Результаты социологического опроса учащихся об уроках русского языка, на которых активно применя¬ются информационно-коммуникативные технологии при организации самостоятельной работы, показывают, что у учащихся вырос интерес к урокам русского языка (92%), уча¬щиеся удовлетворены качеством преподаваемого предмета (91%), появилась возможность проявить свою индивидуальность и творческую активность (84%), увеличилась свобода выбора деятельности и темпа работы (85%).
Заключение
Использование ИКТ на уроках русского языка при организации самостоятельной работы учащихся позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование компьютера в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения, позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий.
Использование ИКТ открывает новые перспективы для обучения русскому языку, т.к. дают принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности школьников.
Таким образом, основное назначение применения ИКТ – создание оптимальных условий для индивидуализации учебных действий школьников, ориентация учеников на самообразование, увеличение доли самостоятельности и меры участия каждого ученика в учебном процессе, обеспечение его более свободной ориентировки в содержании курса и лучшего усвоения материала, развитие познавательного интереса.


Литература:

1. Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного: Информационно-аналитический обзор. – М., 2000.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
3. Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. – 1981. - №3.
4. Баринова Е.А. Методика русского языка / Е.А.Баринова, Л.Ф.Боженкова, В.И.Лебедев. – М.: Просвещение, 1974
5. Вяткин Л.Г. Теоретические основы развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка. – М., 1988.
6. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М., 2001.
7. Ильина Т.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.
8. Лернер И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект) // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб.ст.: Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М., 1982.
9. Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1986.- №3.
10. Малкин И.И. Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. – Казань, 1966.
11. Пашкова Г.И. Организация самостоятельной работы по орфографии с использованием компьютерных технологий (5-7класс). – М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников обучении. – М.: Педагогика, 1985.
13. http://school-collection.edu.ru


Полный текст
Комментарии:

Copyright © 2002-2009 Ставропольский Государственный Университет
Поддержка © 2002-2009 Ставропольский Региональный Центр Информатизации