Участник
 
Вы не авторизированы!
Вы не сможете публиковать доклады или оставлять комментарии. Чтобы получить регистрационный ключ, нажмите здесь.

Если Вы регистрировались с именем и паролем, то введите их ниже:

Логин:

Пароль:



Философские основы курса"Взаимосвязи славянских культур"( из опыта преподавания в Гос.ИРЯ им .А.С.Пушкина) (13.5.2009)

преподаватель Гос.ИРЯ им .А.С.Пушкина Бондаренко Н.А.


Текст доклада
Нынешние тенденции, связанные с изменением функционирования русского языка в мире заставляют по-новому взглянуть на взаимосвязи народов бывших республик и государств Восточной Европы с Россией.
В Гос. Институте Русского Языка им. А.С.Пушкина в систему подготовки студентов введен курс «Взаимосвязи славянских культур». Появление данного спецкурса связано со спецификой нашего факультета (выпускники филфака-это будущие преподаватели РКИ), многие из которых проходят стажировку в вузах Чехии, Польши, Словакии, Болгарии, других странах Центральной Европы. Нельзя не согласиться с высказыванием Академика РАН, профессора В.Волкова, отмечавшего, что именно гуманитарные знания по-прежнему отличают одну цивилизацию от другой, они лежат в основе различия культур, особенно если учесть, что каждая культура формирует особый тип человеческой личности [1:5] Знания о культуре славянских народов не только расширяют кругозор, но и формируют общегуманитарную компетенцию будущих преподавателей РКИ.
Определив, что предметом и методом философии является
« мир человека и человек в мире» [2: 8], мы подчеркиваем, что славянский мир всегда представлял собой открытый тип культуры, который подразумевал диалог с другими культурами при сохранении своей самобытности [3:32 ]
Задача курса: познакомить студентов с некоторыми важнейшими явлениями культуры и искусства славянских народов периода эпохи национального возрождения, раскрыть вопросы межславянских связей, определив роль русского языка и культуры в становлении и развитии культуры славянства данного периода.
В вводной части рассматриваются теоретические вопросы самобытности культуры славянских народов, общих закономерностей формирования и развития культур и другие.
Программа включает несколько разделов, в том числе, философский, историко-культурологический. Ввиду небольшого количества часов ( курс читается в течение двух семестров) акцент сделан на эпохе Национального возрождения ( конец XVIII- начало XIX вв). Напомню, что это было время, когда южные и западные славянские народы утратили свою государственную независимость, поэтому задача Национального возрождения виделась в восстановлении государственности путем борьбы с иноземным господством, а приобщение к общеевропейскому историко-культурному процессу мыслилось на основе возрождения своего наследия. Культура становится частью общественно-политического и национально- освободительного движения, превращаясь в главный элемент общественного сознания.
Основополагающими понятиями для нас являются понятия «славянской этнокультурной общности», « идеи славянской взаимности», «диалога культур» и другие.
Говоря о славянской этнокультурной общности, мы опираемся на взгляды Ф.Дворника, Я.А.Коменского, В.И.Ламанского, В.А.Матулы, П.Й.Шафарика и других. Наиболее полным, на наш взгляд является определение профессора СпбУ В.Д. Андреева, утверждавшего, что «славянская этнокультурная общность - плод длительного исторически объективного процесса, отмеченного и разными зонами культурного притяжения, и путями сближений и расхождений - диалектической преемственности и непрерывности» [4:103]. В своих работах: «Заметки о болгаро-русской этнической общности», «Изучение межславянских литературных связей и взаимодействий на современном этапе», «Славянская общность. История, перспективы» Всеволод Дмитриевич глубоко и всесторонне раскрыл понятие общности, реализовав ее в программе учебной дисциплины с одноименным названием
« Славянская этнокультурная общность».
Философской основой курса является идея славянской взаимности, теоретически обоснованная в трактате Яна Коллара «О литературной взаимности славянскх племен» (вышедшего в 1837– на немецком, а в 1840 г.– на русском языке)[5]. Ученый-филолог, переводчик, поэт сосредоточился на программе культурной взаимности и способах ее осуществления как наиболее надежном средстве для укрепления единства. Я. Коллар понимал славянскую взаимность как качественно новую форму гуманизма, «универсальную, чисто человеческую тенденцию, как принцип объединения индивидуумов и народов во имя общего добра»[6:69] Главным условием достижения взаимности, по мнению словацкого деятеля и философа, является образование. Эта программа стала стимулом развития славян и послужила основой для широкого обмена культурными ценностями, взаимного познания и сближения славянства.
Известно, что развитие славянской мысли в конце XVIII-первой половине XIX вв. прошло путь от туманных представлений деятелей Просвещения о структуре славянства, через теорию словацкого поэта и мыслителя Я.Коллара, рассматривавшего славян как «один народ», разделенный на четыре племени, конценпцию словацкого национального лидера Л.Штура, предполагавшую «единство в мгногообразии», до признания чешским литератором общественно-политическим деятелем К.Гавличеком- Боровским национальной самобытности каждого из славянских народов, прежде всего чешского.
Одной из важнейших предпосылок возникновения этой идеи была кирилло-мефодиевская традиция, защищавшая самобытность и автономность славянских культур.
Важным понятием для нас является понятие « диалога культур». Известно, что важнейшей характеристикой диалога культур является взаимопонимание, которое складывается из ряда составляющих: социокультурной ( т.е. осознания общности, приобщенности, зависимости одной культуры от другой), аксиологической (т.е.понимания ценностей другой культуры, взаимопонимания, основанного на взаимоуважении, на признании чужих ценностей и уважения к ним), психологической ( т.е. сотрудничества, со-деятельности на основе взаимопонимания и взаимоуважения). Всвязи с этим нельзя не согласиться с профессором Е.И.Пассовым, который считает, чтобы знать культуру, надо воспринимать, анализировать, сопоставлять со своим, включать с систему своих знаний.
В философском блоке мы рассматриваем «славянскую идею» в контексте как русской философской мысли, так а в трудах славянских деятелей.
Знакомясь с трудами И.Киреевского, А.С.Хомякова, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, В.Соловьева, Н.А. Бердяева, Г.В.Флоровского и других русских философов мы подчеркиваем, что русская национальная философия до сегодняшнего дня сохранила теоцентрический тип рассуждения, стремясь осмыслить лики Истины ( «Истина-это дух, постигнутый в умозрении; благо-это дух, явленный в энергии, красота-это дух, воплощенный в предметном образе» [2:42]) «в их единстве, а не противоположении». Как справедливо замечает профессор СпбУ А.Л.Казин, русский метафизический акт – это подвиг личной любви и веры, а не указание какой-либо рациональной причины, принуждающей сознание сделать именно такой выбор, а не другой.
Здесь же обращаемся к наследию известных славянских ученых: Л.Штура «Славянство и мир будущего»[7], Т.Г.Массарика «Новая Европа (славянская точка зрения», «О прогрессе, развитии и просвещении», сербского богослова, Иустина (Поповича) «Агония гуманизма», «Достоевский как порок и апостол», « О рае русской души»[8] и других.
Это помогает студентам наиболее четко представить взгляды на «славянство» в «диалоге культур» и готовит к восприятию второго блока, основной акцент в котором сделан на
« воссоздание связей» России со славянским миром. Напомню известные слова И.И. Срезневского, который говорил, что изучая с любовью нашу народность, не забудем любовь к другим народам: всякая народность как и религия должна быть священной. Тем горячее должна быть в нас любовь к тем народам, с которыми провидение соединило нас...[9:12]
Принцип сопоставления позволяет студентам не только расширить представления о культуре Чехии, Польши, Словакии, Сербии, но и глубже понять роль русской культуры. Отметив «всеотзывчивость» как важнейшую черту в отечественной культуре, мы предложили студентам такие темы для обсуждения: «Значение музыкальных, литературных салонов первой половины XIX века в развитии межславянских культурных связей», « Роль общества «Умелецка беседа» в развитии чешско-русских связей», «Славянские мотивы в музыке русских композиторов Н. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П.Балакирева и других русских комозиторов». «События Балканской войны в творчестве В.В.Верещагина и Я.Чермака», «Влияние творчества русских писателей на развитие литературы славян» и другие.
На зачете звучали стихи А.Мицкевича и Ю. Словацкого, Т.Шевченко и Я.Неруды, Вани Димовой и Янко Краля, Андрея Сладковича и Десанки Максимович. Такое знакомство с культурой славян позволяет студентам обобщить знания, приобретенные ими в курсе истории, литературы.
Нет сомнения, что изучение богатого и самобытного наследия славянского мира как носителя истинных христианских ценностей позволит сформировать у нынешней молодежи чувство сопричастности к исторической и генетической общности – славянству, обратиться к национальным традициям, опирающимся на глубинные основы русского самосознния (идеи единения, согласия, всемирную отзывчивость).


Литература:

1.Волков В.К. Место славяноведения в системе гуманитарных знаний.// Славянский альманах, -Индрик, 2003
2 А.Л.Казин Россия и мировая культура, СпбУ, 2004 ,
3.Г.П.Мельников.«Зарубежные славяне на культурной карте Европы»//Славянские культуры европейской цивилизации.– М. Глобус,2003,
4 В.Д.Андреев «Заметки о славянской этнокультурной общности»// Метафора вертикали. Исследования последних лет.Сборник, посвященный 75-летнему юбилею В.Д.Андреева,СпбУ, 2005,
5 .Я.Коллар О литературной взаимности племен славянских // Хрестоматия по истории южных и западных славян : Учебное пососбие для вузов, в 23 т, Т.2, Мн, 1989
6.В.Матула Представления о славянстве и концепции славянской взаимности Я.Коллара и Л.Штура // ж.Славяноведение № 2 М.1978
7.Людовит.Штур Славянство и мир будущего. Первое издание в русском переводе в журнале «Чтения в Обществе истории и древностей российских» Материалы. Славянские книги ТТ. 1-3, Москва, 1867
8.Преподобный Иустин (Попович) Философские пропасти.М.:– Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004
9. И.И.Срезневский И.И.О пользе изучения славянской филологии,Спб, 1891

Полный текст
Комментарии:

Copyright © 2002-2009 Ставропольский Государственный Университет
Поддержка © 2002-2009 Ставропольский Региональный Центр Информатизации